Публикации







О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе

Гуторова Л.Е. Некоторые аспекты повышения качества высшего педагогического образования // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании: Сборник научных трудов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. С. 249-252

Под качеством образования понимают «изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа» [1].

Можно сказать, что качество образования есть категория социальная и личностная. Как личностная категория качество образования представляет собой определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают студенты в соответствии с  планируемыми целями обучения и воспитания. Как социальная категория – это соотнесение образования с внешним миром, соответствие образования потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании нравственных, гражданских и профессиональных компетенций личности.

Современное общество предъявляет определенные требования к высшему профессиональному образованию. Процессы, происходящие в обществе, ведут к все большему изменению образа жизни человека, оказывают глубокое влияние на образование в целом и на высшее профессиональное образование в частности. Перед высшей школой сегодня стоит первоочередная задача разработки качественно новой модели подготовки членов будущего информационного общества, для которых активное овладение научной картиной мира и способность быстро и гибко менять свои профессиональные функции в соответствии с требованиями общества и государства станут жизненной необходимостью. В настоящее время в соответствии с новыми социальными требованиями меняются стандарты профессиональной подготовки, модели специалистов и т.д. [1]. С нашей точки зрения, модель современного учителя информатики не будет соответствовать современным требованиям общества к качеству подготовки, если в Государственный образовательный стандарт нового поколения по специальности 030100 «Информатика» не включить в предметный блок дисциплину «Основы геоинформатики и геоинформационных технологий» [2].

С другой стороны, как уже отмечалось, качество образования представляет собой не только определенный уровень знаний и умений, которого достигают студенты в соответствии с планируемыми целями обучения. Качество современного образования требует глубоких личностных изменений, которые происходят в ходе обучения. Содержание обучения в высшей школе в целом и основам геоинформатики в частности должно представлять собой такую среду, в которой происходит как развитие личности студента, так и становление его научного мировоззрения, освоение будущим специалистом различных мето-дов и способов познания, приобретение жизненного и учебно-познавательного опыта и др. Из всего многообразия качеств личности, развитие которых происходит в процессе воспитания и обучения, нами выделены следующие характеристики: общенаучные взгляды, опыт и мыслительные способности, развитию которых, по нашему мнению, способствует обучение основам геоинформатики.

Общенаучные взгляды относятся к мировоззренческим качествам личности, которые отвечают за социальную функцию личности и ее научное мировоззрение. Студенты должны обладать такими современными научными знаниями, которые способствуют формированию системно-информационной картины мира, позволяют применять различные методы для познания окружающей действительности, а также способствуют быстрой адаптации выпускника к новым условиям профессиональной деятельности при быстром развитии науки, техники и общества. Диагностирование общенаучных взглядов может быть выполнено с помощью определения уровня владения основными понятиями, законами и методами науки. Мы выделяем следующие уровни владения основами науки: знание, понимание, применение, анализ, синтез и сравнительная оценка. Отметим, что первые три уровня определяют низкий (репродуктивный) уровень владения, в то время как анализ, синтез и сравнительная оценка определяют высокий (продуктивный) уровень владения. Для определения уровня владения общенаучными взглядами разрабатывается система вопросов и задач, охватывающая весь теоретический материал курса.

Для диагностирования опыта мы выделяем следующие критерии: число усвоенных учебных элементов и степень научности изучения предмета [3]. Число учебных элементов определяется количеством понятий и терминов, которые должен усвоить студент. Научность изучения учебного материала (уровень абстракции) - это научный уровень выполнения деятельности и изложения предмета. Научное познание необходимо начинать с естественного языка в сочетании с научным (опираться на известные студентам термины, понятия и обозначения), а затем в процессе знакомства с новыми понятиями и методами геоинформатики как науки постепенно переходить к более высоким ступеням абстракции (при таком подходе будут учтены два общедидактических принципа - принцип научности и принцип доступности). По нашему мнению с целью повышения качества обучения основам геоинформатики необходим такой уровень абстракции, при котором изучение природных и социальных процессов и явлений осуществляется с помощью различных теорий, аналитического представления изучаемых законов, а также моделирования.

Среди мыслительных способностей можно выделить такие операции, как аналитико-синтетическая деятельность (анализ, синтез, обобщение), операций сравнения, конкретизации и абстрагирования, способность оперировать мысленными пространственными образами, моделями реальных процессов и явлений, осуществлять поиск закономерностей между объектами сложной системы, находить общее и выделять частное. Определение уровня сформированности указанных выше видов мыслительной деятельности и мысли-тельных операций осуществляется с помощью тестов «Логичность», «Выявление общих понятий», «Исключение лишнего», «Выбор фигур» и т.д.

Осознавая важность проблемы подготовки современного специалиста, способного быстро и гибко менять свои профессиональные функции в соответствии с требованиями общества, используются разные способы повышения качества образования. Это и совершенствование учебных программ, и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, и применение различных образовательных технологий в обучении.

Легко заметить, что одним из путей повышения качества образования является применение активных методов обучения. Связано это с тем, что активные методы побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности, способствуют развитию самостоятельности и стремления к овладению знаниями и умениями, обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Одним из методов активного обучения является ситуационное обучение (метод конкретных ситуаций, кейс-метод), применение которого, по нашему мнению, способствует повышению качества образования студентов специальности 030100 «Информатика», а также является важнейшим средством активизации личности в обучении.

Нами выдвинута гипотеза о том, что обучение основам геоинформатики с использованием кейс-метода способствует значительному развитию общенаучных взглядов, опыта и мыслительных способностей студентов. Осуществляется это за счет того, что данный метод существенно приближает учебный материал к практическим ситуациям и профессиональной деятельности, а выработка модели практического действия, в свою очередь, представляется эффективным средством развития личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М.: Московский междуна-родный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
  2. Поршнев С.В., Гуторова Л.Е. Роль и место геоинформатики в фундаментальной подготовке будущих учителей информатики // Информатизация образования - 2003: Науч. труды и материалы конф. АИО. Волгоград, 12-15 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 155-163.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
  
Вернуться в начало страницы
Вернуться список публикаций
Вернуться в главное меню