Публикации |
Гуторова Л.Е. Некоторые аспекты повышения качества высшего педагогического образования // Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании: Сборник научных трудов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. С. 249-252 Под качеством образования понимают «изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа» [1]. Можно сказать, что качество образования есть категория социальная и личностная. Как личностная категория качество образования представляет собой определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают студенты в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Как социальная категория это соотнесение образования с внешним миром, соответствие образования потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании нравственных, гражданских и профессиональных компетенций личности. Современное общество предъявляет определенные требования к высшему профессиональному образованию. Процессы, происходящие в обществе, ведут к все большему изменению образа жизни человека, оказывают глубокое влияние на образование в целом и на высшее профессиональное образование в частности. Перед высшей школой сегодня стоит первоочередная задача разработки качественно новой модели подготовки членов будущего информационного общества, для которых активное овладение научной картиной мира и способность быстро и гибко менять свои профессиональные функции в соответствии с требованиями общества и государства станут жизненной необходимостью. В настоящее время в соответствии с новыми социальными требованиями меняются стандарты профессиональной подготовки, модели специалистов и т.д. [1]. С нашей точки зрения, модель современного учителя информатики не будет соответствовать современным требованиям общества к качеству подготовки, если в Государственный образовательный стандарт нового поколения по специальности 030100 «Информатика» не включить в предметный блок дисциплину «Основы геоинформатики и геоинформационных технологий» [2]. С другой стороны, как уже отмечалось, качество образования представляет собой не только определенный уровень знаний и умений, которого достигают студенты в соответствии с планируемыми целями обучения. Качество современного образования требует глубоких личностных изменений, которые происходят в ходе обучения. Содержание обучения в высшей школе в целом и основам геоинформатики в частности должно представлять собой такую среду, в которой происходит как развитие личности студента, так и становление его научного мировоззрения, освоение будущим специалистом различных мето-дов и способов познания, приобретение жизненного и учебно-познавательного опыта и др. Из всего многообразия качеств личности, развитие которых происходит в процессе воспитания и обучения, нами выделены следующие характеристики: общенаучные взгляды, опыт и мыслительные способности, развитию которых, по нашему мнению, способствует обучение основам геоинформатики. Общенаучные взгляды относятся к мировоззренческим качествам личности, которые отвечают за социальную функцию личности и ее научное мировоззрение. Студенты должны обладать такими современными научными знаниями, которые способствуют формированию системно-информационной картины мира, позволяют применять различные методы для познания окружающей действительности, а также способствуют быстрой адаптации выпускника к новым условиям профессиональной деятельности при быстром развитии науки, техники и общества. Диагностирование общенаучных взглядов может быть выполнено с помощью определения уровня владения основными понятиями, законами и методами науки. Мы выделяем следующие уровни владения основами науки: знание, понимание, применение, анализ, синтез и сравнительная оценка. Отметим, что первые три уровня определяют низкий (репродуктивный) уровень владения, в то время как анализ, синтез и сравнительная оценка определяют высокий (продуктивный) уровень владения. Для определения уровня владения общенаучными взглядами разрабатывается система вопросов и задач, охватывающая весь теоретический материал курса. Для диагностирования опыта мы выделяем следующие критерии: число усвоенных учебных элементов и степень научности изучения предмета [3]. Число учебных элементов определяется количеством понятий и терминов, которые должен усвоить студент. Научность изучения учебного материала (уровень абстракции) - это научный уровень выполнения деятельности и изложения предмета. Научное познание необходимо начинать с естественного языка в сочетании с научным (опираться на известные студентам термины, понятия и обозначения), а затем в процессе знакомства с новыми понятиями и методами геоинформатики как науки постепенно переходить к более высоким ступеням абстракции (при таком подходе будут учтены два общедидактических принципа - принцип научности и принцип доступности). По нашему мнению с целью повышения качества обучения основам геоинформатики необходим такой уровень абстракции, при котором изучение природных и социальных процессов и явлений осуществляется с помощью различных теорий, аналитического представления изучаемых законов, а также моделирования. Среди мыслительных способностей можно выделить такие операции,
как Осознавая важность проблемы подготовки современного специалиста, способного быстро и гибко менять свои профессиональные функции в соответствии с требованиями общества, используются разные способы повышения качества образования. Это и совершенствование учебных программ, и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, и применение различных образовательных технологий в обучении. Легко заметить, что одним из путей повышения качества образования является применение активных методов обучения. Связано это с тем, что активные методы побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности, способствуют развитию самостоятельности и стремления к овладению знаниями и умениями, обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Одним из методов активного обучения является ситуационное обучение (метод конкретных ситуаций, Нами выдвинута гипотеза о том, что обучение основам геоинформатики с использованием кейс-метода способствует значительному развитию общенаучных взглядов, опыта и мыслительных способностей студентов. Осуществляется это за счет того, что данный метод существенно приближает учебный материал к практическим ситуациям и профессиональной деятельности, а выработка модели практического действия, в свою очередь, представляется эффективным средством развития личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Список литературы
|
||
Вернуться в начало страницы Вернуться список публикаций Вернуться в главное меню |