Публикации |
Гуторова Л.Е. Преподавание геоинформатики в вузе // Педагогическая информатика. 2003. №2. С. 21-31 Характерная черта развития человечества на протяжении последних десятилетий - процесс перехода к информационному сообществу - определяет необходимость подготовки студентов к вступлению в жизнь, в которой любая профессиональная деятельность будет связана с информатикой, информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Понимание важности данной подготовки получило отражение в целях изучения образовательной области "Информатика" в вузах различной прикладной направленности (в блоке естественно -математических дисциплин). Необходимо отметить, что вопросу изучения ИКТ в вузе с целью профессиональной подготовки посвящается большое количество работ, публикаций и выступлений на различных совещаниях, конференциях и форумах. Однако почти без внимания остается новый и перспективный вид информационных технологий - геоинформационные технологии (ГИТ). Сегодня ГИТ играют все более важную роль в задачах социально-экономического, политического и экологического развития и управления в природной, производственной и трудовой сферах страны. Геоинформационные технологии захватывают все большие сферы влияния информационных технологий, увеличивается спрос на рынке труда на с пециалистов, владеющих общими теоретическими и общими практическими сторонами работы с пространственной информацией. Следовательно, существует социальный заказ на специалистов различного направления, которые бы владели навыками применения геоинформационных технологий в своей профессиональной деятельности. В тоже время, с нашей точки зрения, вопрос обучения студентов вузов различной прикладной направленности геоинформационным технологиям и элементам геоинформатики остается слабо разработанным. Этот вывод подтверждается высказываниями многих ученых. Например, И.К. Лурье [1] считает, что в области геоинформационной подготовки в настоящее время преобладает самообразование. Такое положение обусловлено, прежде всего, тем, что геоинформатика большей частью сформировалась уже после становления технологии, на стыке нескольких отраслей знаний: географии, картографии, общей информатики, теории информационных систем, теории информации и других дисциплин [2]. Это в свою очередь привело к известной неопределенности в составе изучаемых вопросов базовых учебных курсов по геоинформатике в учебных заведениях различной отраслевой направленности. На сегодняшний день не найдено однозначных ответов на вопросы: «Чему учить?» (например, учить теории ГИС и техническим вопросам их создания или же геоинформационным методам исследования окружающей действительности?) и «Как учить?» (например, как должно распределяться учебное время между теорией и практикой). Особо отметим высказывания специалистов об отсутствии методических разработок, общих методических подходов для вузов общей прикладной направленности к преподаванию геоинформатики ([3, с. 53], [4, с. 48]). Анализ состояния преподавания геоинформатики позволил выявить наличие большого количества проблем в геоинформационном непрерывном образовании, многообразие учебных планов и программ и отсутствие единой концепции их разработки, слабую обеспеченность учебно-методической литературой. Такое состояние современного геоинформационного образования в России, с нашей точки зрения, обусловлено целым рядом причин. Недостаточно координированная организационная работа на государственном уровне, отсутствие единой концепции геоинформационного образования, различные интересы и политика в отраслевых ведомствах и министерствах - вот неполный перечень причин возникновения проблем в геоинформационном образовании. Они сдерживают финансовые вложения в геоинформационное образование, развитие геоинформационных технологий и становление цивилизованного рынка геоинформационных услуг, не позволяют достичь высокого уровня информационного обеспечения в области образования, затрудняют разработку и стандартизацию единой системы непрерывного геоинформационного образования. Однако в настоящее время имеются некоторые успехи в области становления и развития геоинформационного образования в нашей стране. О необходимости развития системы такого образования говорится в работах многих ученых, в том числе И.К. Лурье, А.В. Симонова, Е.Г. Капралова, Ю.Ф. Книжникова, А.В. Кошкарева, С.Н. Сербенюка, А.М. Берлянта, В.С. Тикунова и др. Проблемам обучения геоинформатике посвящаются специальные конференции, разделы журналов, статьи. Обсуждаются как общие проблемы, возникающие при изучении геоинформатики и геоинформационных технологий, так и конкретные учебные курсы. Отметим, что первыми стали изучать геоинформатику и геоинформационные технологии на факультетах географического профиля ряда классических университетов. Сегодня к ним присоединяются ряд педагогических и технических вузов. В рамках ГИС-Ассоциации создан Комитет по непрерывному геоинформационному образованию, в задачи которого входит обсуждение и координация работы по разработке государственных образовательных стандартов в области геоинформатики по различным областям применения. В 1995 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт по специальности 071900 «Информационные системы (по областям применения)» [5], на базе которого учебно-методическим объединеним университетов по географии подготовлен и утвержден стандарт по геоинформационным системам. В данном документе, основанном на результатах мониторинга состояния геоинформационного образования в России [4], определены модели ГИС-образования, содержание образовательных уровней бакалавра и магистра геоинформатики. В дальнейшем были разработаны концепции высшего геоинформационного образования ([6], [1, с. 87]), Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования для специальностей с дополнительной подготовкой в области ГИС [7], учебные программы ([8], [9], [10]), созданы учебные пособия ([2], [12], [13], [14]), методическое и программное обеспечение для обучения географов, экологов, экономистов, юристов, биологов, железнодорожников, социологов и т.д. Обобщая ситуацию в области высшего геоинформационного образования, можно сделать вывод о том, что в нашей стране оно находится на начальной стадии становления. Особо отметим, что в основном геоинформационное образование касается студентов профилирующих специальностей (геологов, географов, биологов, экологов и т.п.). Проанализируем некоторые методические подходы обучения геоинформатике в целом в вузе. В ряде стран геоинформационное образование делится на два вида: академическое (обучение студентов университетов и колледжей с высшим образованием) и коммерческие курсы, организуемые частными компаниями для обучения своих специалистов [15, с. 23]. В нашей стране курсы по геоинформатике на основе анализа содержания программ, места курсов в системе образования и времени, отведенного на изучение вопросов геоинформатики, можно разделить по тематической направленности (пользователи ГИС, проектировщики и разработчики ГИС), продолжительности (спецкурс, основной курс, включение вопросов ГИТ в существующие курсы, курсы повышения квалификации) и уровню подготовки (среднее образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование). Анализ программ и методических подходов к преподаванию геоинформатики в рамках профессионального образования позволил выделить следующие модели обучения студентов: 1) подготовка разработчиков ГИС, ведущих адаптацию специализированного программного обеспечения и разработку ГИС-приложений; 2) обучение пользователей ГИС в различных отраслях; 3) переподготовка специалистов, работающих в организациях, которые переходят на использование новых информационных технологий для оперативного решения производственных задач (в настоящее время это земельные комитеты разных уровней, комитеты по экологии, администрации и др.). Проведенный ниже анализ курсов по геоинформационной тематике позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к их разработке. Так в ряде неспециализированных вузов к курсам по геоинформационной тематике отнесены «…геодезия, картография, фотограмметрия и дешифрование снимков, информационные измерительные системы» [3, с. 53]. В специализированных вузах читают курсы «Введение в ГИС», «Геоинформатика», «Теория и методология ГИС», «Проектирование ГИС», «Технические средства ГИС». Во многих вузах предлагается не выделять отдельный курс по геоинформатике, а вносить соответствующие изменения в уже читавшиеся курсы: «Базы данных и базы знаний», «Компьютерная графика», «Обработка изображений», что, однако, не позволяет создать целостное представление о предмете. В классических университетах обучение геоинформатике направлено на использование ГИС в научных и прикладных задачах, в то время как технические вузы ориентируются на техническую и технологическую стороны разработки и эксплуатации ГИС. Для сравнительного анализа разделим курсы по геоинформатике для студентов (и соответственно методические подходы к преподаванию) на две группы, положив в основу деления фундаментальный принцип В.С . Леднева о «двойном» вхождении образовательной области в содержание образования: как объекта изучения и как аспекта изучения окружающего мира. Первая группа - это курсы, в которых геоинформационные технологии выступают как средство обучения в вузах и школах в преподавании таких дисциплин, как «Экономическая география», «Физическая география», «Экология» , «Биология», «Общая геология», «Палеонтология», «Минералогия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экономика», «История» и др. Такой подход предполагает высокий уровень знаний и умений в области геоинформатики у преподавателей и учителей-предметников. Примерами могут служить курсы «Использование геоинформационно-моделирующих систем в экологическом образовании» [16] для студентов Северского государственного технологического института, «Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии» [17] для студентов Тольяттинской академии управления и разработки общих и специальных курсов, в основе которых лежат ГИС, для повышения эффективности экологической компоненты географического образования студентов Казанского государственного педагогического университета [18]. Однако, таких курсов пока очень мало. Это обусловлено и слабой геоинформационной подготовкой преподавателей, и отсутствием методических разработок применения ГИТ в обучении. Вторая группа - это курсы, в которых геоинформатика и геоинформационные системы выступают как объект изучения. При этом необходимо отметить, что первоначально процесс изучения ГИТ происходил в основном на уровне профессионального образования, что касалось обучения как студентов, так и школьников 10-11 классов. Однако в последнее время происходит понимание важности обучения студентов и учащихся геоинформатике, что отражается в появлении курсов по геоинформатике для общеобразовательных школ и вузов различной прикладной направленности. Проведем анализ содержания некоторых курсов для студентов вузов различной прикладной направленности. Рассмотрим следующие программы:
В таблице 1 представлены укрупненные тематические блоки и наличие/отсутствие данного блока в той или иной программе. Таблица 1. Анализ содержания курсов
Таблица наглядно показывает, что изучение таких блоков, как «Введение в геоинформатику», «Общие принципы построения моделей данных в геоинформатике» и «Технология моделирования в геоинформатике» рассматривается не во всех курсах. Связано это очевидно с тем, что многие подменяют теоретические аспекты геоинформатики вопросами из области геоинформационных систем, вследствие чего теоретические вопросы моделирования пространственных объектов и явлений рассматриваются лишь в программах по курсам «Геоинформационные системы в муниципальном управлении» и «ГИС и компьютерное моделирование». Методическое обеспечение ГИС рассматривается лишь в одной из представленных программ, что говорит о специфичности данного вопроса (действительно , вопросы нормативно-правовых аспектов разработки ГИС, лицензирования и защиты информации в ГИС целесообразно изучать лишь при подготовке специалистов - разработчиков геоинформационных систем). Теоретические вопросы СУБД нашли свое отражение также не во всех программах. Связано это с тем, что многие вузы выносят их в отдельный курс «Базы и банки данных», что является целесообразным и с нашей точки зрения. Аппаратное обеспечение не выделено в явном виде в программах таких курсов, как «Введение в геоинформационные системы», «Геоинформационные системы в муниципальном управлении», «Геоинформационные системы». Однако рассмотрение вопросов ввода, вывода, хранения и сбора пространственной информации невозможно без изучения устройств ввода-вывода и источников информации, следовательно, данный тематический блок растворен в других блоках. Отметим также, что рассмотрение различных видов ГИС считают необходимым не все вузы (мы придерживаемся мнения, что знать отличия CAD-систем и MAPPING-систем от геоинформационных систем необходимо далеко не всем студентам). Анализ программ показал, что обучение геоинформатике в настоящее время проводится в основном на природоведческих факультетах классических университетов, а также показал отсутствие единого подхода к выделению основных содержательных линий и определению содержания курсов. Однако из таблицы 1 виден перечень вопросов, которые видимо должны освещаться при изучении геоинформатики: общие вопросы ГИС, аппаратное обеспечение ГИС, организация и представления информации в ГИС, общие аналитические операции с объектами, применение ГИС для решения различных прикладных задач (учитывая профиль специальности). Кроме того, анализ представленных программ показал наличие в них общего недостатка - отсутствие четкого акцента на том обстоятельстве, что весь процесс создания и работы с ГИС - это процесс моделирования системы пространственных объектов с соблюдением всех этапов моделирования (создание модели, работа с моделью, интерпретация результатов и принятие решений по управлению на основе полученных результатов как нового этапа моделирования в геоинформатике). Как уже отмечалось выше, по нашему мнению, при построении курсов по геоинформатике в вузах различной прикладной направленности и в общеобразовательной школе акцент должен быть сделан на вопросах формализации и моделирования пространственной информации. Наш вывод подтверждается сравнительным анализом предлагаемых учебных пособий по геоинформатике для студентов вузов, выполненный по методике, предложенной С.В. Русаковым [23]. Для выполнения анализа будем руководствоваться следующими качественным и количественным принципами:
Прежде всего, выделим основные блоки и определим их содержание:
На основе указанных принципов проведен сравнительный анализ нескольких учебных пособий, которые далее будем обозначать следующим образом:
Результаты анализа представлены в таблице 2 «Долевое распределение страниц учебных пособий по содержательным линиям». Таблица 2. Долевое распределение страниц учебных пособий по содержательным линиям
Данные таблицы 2 в виде диаграммы представлены на рисунке 1. Рисунок 1. Долевое распределение страниц учебных пособий по содержательным линиям Из рисунка 1 видно, что с течением времени (период от 1993 г. до 2000 г.) происходит возрастание роли линий формализации пространственной информации и моделирования и снижение роли тем, касающихся общих вопросов геоинформационных систем. Укрупненные разделы геоинформатики представлены в таблице 3 «Долевое распределение страниц учебных пособий по укрупненным содержательным линиям» и на рисунке 2. Таблица 3. Долевое распределение страниц учебных пособий по укрупненным содержательным линиям
Рисунок 2 наглядно показывает отмеченные тенденции. Рисунок 2. Долевое распределение страниц учебных пособий по укрупненным содержательным линиям геоинформатики Для попарного сравнения рассматриваемых учебных пособий подсчитаны коэффициенты корреляции, представленные в таблице 4. Таблица 4. Коэффициенты корреляции между рассматриваемыми учебными пособиями
Из таблицы 4 видно, что пособия 1-3 тематически очень близки (минимальный коэффициент корреляции между учебными пособиями «Геоинформатика» (авторы А.В. Кошкарев и В.С. Тикунов [12]) и «Введение в ГИС» (авторы Н.В. Коновалова и Е.Г. Капралов [14]) составляет 0,85) , а пособия 4-6 заметно отличаются от них (максимальный коэффициент корреляции между пособиями «Геоинформационные системы и технологии» (автор В.Я. Цветков [20]) и «Географические информационные системы. Основы» (автор Майкл Н. ДеМерс [11]) составляет 0,47). Отметим также, что в пособиях с одинаковым названием «Геоинформатика», изданных в 1993 и 2001 гг. ([12], [2]), подходы к освещению основных блоков геоинформатики существенно отличаются. Проведенный анализ учебных пособий по геоинформатике, во-первых, подтверждает существование отмеченной нами выше проблемы определения содержания курса геоинформатики. Во-вторых, свидетельствует об эволюции взглядов на содержание обучения геоинформатике, а также подтверждает наш вывод о том, что сегодня при обучении геоинформатике необходимо делать акцент на линии формализованного представления пространственной информации и моделирования, который необходимо учитывать при построении курсов по геоинформатике для студентов вузов различной прикладной направленности. Литература 1. Лурье И.К. Обучающие ГИС для наук о Земле // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1998. № 1(13). С. 86-89. 2. Геоинформатика / А.Д. Иванников, В.П. Кулагин, А.Н. Тихонов, В.Я. Цветков. М.: МАКС Пресс, 2001. 349 с. 3. Анализ анкеты "ГИС-Образование" // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1996. № 3(5). С. 53. 4. Берлянт А.М. Государственный образовательный стандарт по геоинформационным системам и проблемы деятельности Комитета ГИС-Образование ГИС-Ассоциации // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1997. № 1(8). С. 48 - 49. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071900 "Информационные системы (по областям применения)". М., 1995 г. 6. Писецкий В.Б. Концепция геоинформационного образования в геолого-геофизической отрасли // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1998. № 2(14). С. 85 - 86. 7. Чукмаров И.А. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 2000. №3(25). 8. Программа учебного курса "Геоинформационные системы". Пущино: Пущинский госуниверситет, 1998. 9. Рабочая программа по дисциплине "Геоинформационные системы в муниципальном управлении". Таганрог: ТГРУ, 1998. 10. Шайтура С.В. Учебная программа по курсу "Геоинформатика" http://schgis.by.ru/index.html 11. ДеМерс Майкл Н. Географические информационные системы. Основы: Пер. с англ. М.: Дата+, 1999. 490с. 12. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика / Под ред. Д.В. Лисицкого. М.: "Картгеоцентр" - "Геодезиздат", 1993. 213 с. 13. Бугаевский Л.М., Цветков В.Я. Геоинформационные системы: Учебное пособие для вузов. М.: Златоуст, 2000. 222 с. 14. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС: Учебное пособие. М.: Библион, 1997. 160 с. 15. Лурье И.К. Теория и практика создания обучающих ГИС для географических исследований: Дис.…д-ра географических наук. М., 1998. 16. Носков М.Д., Жиганов А.Н., Истомина Н.Ю. Использование геоинформационно-моделирующих систем в экологическом образовании // http://ito.edu.ru/2002/II/1/II-1-779.html 17. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции знаний по информатике и географии // http://www.bitpro.ru/ITO/2002/II/3/II-3-475.html 18. Тагирова С.Б. Использование ГИС-моделирования и ГИС-технологий в экологическом образовании // http://www.cctpu.edu.ru/conf/sec2/tez25.html 19. Тематический учебный план спецкурса "Введение в геоинформационные системы" // http://www.zsu.zp.ua/gis/index.htm 20. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. 288 с. 21. Карпик А.П. Геоинформационное образование в Сибирской государственной геодезической академии. Перспективы и возможности развития // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 2000. №3 (25). С. 47. 22. Иванов Д.А. ГИС и компьютерное моделирование на геологическом факультете Воронежского государственного университета // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1999. № 1(18). 23. Русаков С.В. Сравнительный анализ тенденций в преподавании общеобразовательного курса информатики // Региональные проблемы информатизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. г. Пермь. 6-8 апреля 1999 г. Пермь: Пермский региональный Институт педагогических информационных технологий, 1999. С. 86-87. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернуться в начало страницы Вернуться список публикаций Вернуться в главное меню |