Публикации |
Гуторова Л.Е., Соколова Е.Г. Возможности применения ГИТ в преподавании физической географии // Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития: Сб. тезисов I открытой городской конференции. г. Н. Тагил. 23-24 апреля 2003 г. Н. Тагил, 2003. С. 24-25 В последнее время появилось большое количество публикаций, посвященных новому виду информационных технологий - геоинформационным технологиям (ГИТ), в которых поднимаются вопросы, связанные с применением ГИТ как средства обучения в рамках общего образования. Геоинформационные технологии позволяют создавать модели природных, социальных и природно-социальных систем, выполнять пространственно-временное моделирование, обладают высокой степенью визуализации пространственно распределенной информации. Применение ГИТ в рамках общеобразовательной школы возможно при изучении таких предметов как «История», «Экономическая география», «Физическая география», «Биология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и некоторых других. Однако, как показывает проведенный нами анализ специальной литературы, методические аспекты применения нового вида информационных технологий в преподавании перечисленных дисциплин находятся в стадии осмысления, разработки и первичной апробации. В настоящее время на базе МОУ СОШ №9 поводится изучение возможностей использования ГИТ в преподавании физической географии. Отметим также, что наблюдения и проведенный нами анализ практической деятельности учащихся в рамках курса географии позволили выявить недостаточный уровень восприятия, визуализации и анализа пространственно распределенной информации у ряда учащихся, в связи с чем возникают сложности с формулировкой выводов. Завершен поисковый этап опытно-экспериментальной работы, результаты которого можно представить в виде следующих положений: - выявлен перечень тем из курса «География России» (8 кл.), изучение которых целесообразно проводить с применением геоинформационных технологий; - отобран и проанализирован необходимый картографический материал (источники пространственно распределенной информации); - созданы электронные карты для проведения практических занятий по отобранным темам; - выявлены знания, умения и навыки учащихся, необходимые для осуществления практической деятельности по географии с использованием ГИТ; - сформулирована рабочая гипотеза дальнейшего педагогического исследования: геоинформационные технологии создают оптимальные условия для обучения детей с различными индивидуальными особенностями. Результаты поискового этапа делают актуальными дальнейшие исследования в области применения ГИТ в преподавании физической географии, решая вопрос оптимизации образовательного процесса и отражая сущность проблемного обучения и технологического подхода. |
||
Вернуться в начало страницы Вернуться список публикаций Вернуться в главное меню |