Публикации







О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе

Гуторова Л.Е., Соколова Е.Г. Возможности применения ГИТ в преподавании физической географии // Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития: Сб. тезисов I открытой городской конференции. г. Н. Тагил. 23-24 апреля 2003 г. Н. Тагил, 2003. С. 24-25

В последнее время появилось большое количество публикаций, посвященных новому виду информационных технологий - геоинформационным технологиям (ГИТ), в которых поднимаются вопросы, связанные с применением ГИТ как средства обучения в рамках общего образования. Геоинформационные технологии позволяют создавать модели природных, социальных и природно-социальных систем, выполнять пространственно-временное моделирование, обладают высокой степенью визуализации пространственно распределенной информации. Применение ГИТ в рамках общеобразовательной школы возможно при изучении таких предметов как «История», «Экономическая география», «Физическая география», «Биология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и некоторых других.

Однако, как показывает проведенный нами анализ специальной литературы, методические аспекты применения нового вида информационных технологий в преподавании перечисленных дисциплин находятся в стадии осмысления, разработки и первичной апробации. В настоящее время на базе МОУ СОШ №9 поводится изучение возможностей использования ГИТ в преподавании физической географии.

Отметим также, что наблюдения и проведенный нами анализ практической деятельности учащихся в рамках курса географии позволили выявить недостаточный уровень восприятия, визуализации и анализа пространственно распределенной информации у ряда учащихся, в связи с чем возникают сложности с формулировкой выводов.

Завершен поисковый этап опытно-экспериментальной работы, результаты которого можно представить в виде следующих положений:

- выявлен перечень тем из курса «География России» (8 кл.), изучение которых целесообразно проводить с применением геоинформационных технологий;

- отобран и проанализирован необходимый картографический материал (источники пространственно распределенной информации);

- созданы электронные карты для проведения практических занятий по отобранным темам;

- выявлены знания, умения и навыки учащихся, необходимые для осуществления практической деятельности по географии с использованием ГИТ;

- сформулирована рабочая гипотеза дальнейшего педагогического исследования: геоинформационные технологии создают оптимальные условия для обучения детей с различными индивидуальными особенностями.

Результаты поискового этапа делают актуальными дальнейшие исследования в области применения ГИТ в преподавании физической географии, решая вопрос оптимизации образовательного процесса и отражая сущность проблемного обучения и технологического подхода.

  
Вернуться в начало страницы
Вернуться список публикаций
Вернуться в главное меню