Публикации |
Гуторова Л.Е. Цели и задачи обучения основам геоинформатики // Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития: Сб. тезисов I открытой городской конференции. г. Н. Тагил. 23-24 апреля 2003 г. Н. Тагил, 2003. С. 22-24 В последнее время появилось большое количество публикаций, посвященных новому виду информационных технологий - геоинформационным технологиям (ГИТ) [1-3 и др.], в которых поднимаются вопросы, связанные с изучением геоинформатики и геоинформационных технологий в рамках общего и высшего профессионального образования. Во многом это обусловлено тем, что сегодня ГИТ захватывают все большие сферы влияния информационных технологий, расширяется область применения геоинформационных технологий в профессиональной деятельности современного специалиста. Отмеченные обстоятельства определяют необходимость изучения геоинформатики и геоинформационных технологий как в общеобразовательной школе, так и в педагогических вузах. Отметим, что вопросы обучения будущих учителей информатики основам геоинформатики, как показал проведенный нами анализ научно-методической литературы, ранее не рассматривались. В этих условиях представляются актуальными проблемы отбора целей и задач обучения геоинформатике студентов специальности 030100 «Информатика». Опираясь на таксономию Б.С. Блума [4], сформулируем цели обучения основам геоинформатики в педагогическом институте: 1. Овладение фундаментальными знаниями о способах и методах сбора, представления и обработки пространственной информации. 2. Овладение новыми методами познания и моделирования объектов и явлений окружающего мира, способствующими развитию научного мировоззрения и системно-информационной картины мира. 3. Приобретение умений применения геоинформационных технологий в решении задач различной прикладной направленности. Исходя из целей обучения, сформулируем следующие задачи обучения: 1. Овладение знаниями фундаментальных понятий геоинформатики. 2. Овладение знаниями теоретических вопросов, связанных с вводом-выводом, представлением, хранением и обработкой пространственной информации с помощью геоинформационных технологий. 3. Приобретение умений вводить пространственную информацию из разных источников, организовать ее представление и хранение, визуализировать и выводить результаты работы. 4. Овладение знаниями об информационной модели системы пространственных объектов и приобретение умений выполнять простейшие операции моделирования и обработки пространственной информации: - овладение знаниями методов и особенностей моделирования пространственной информации в геоинформационной системе; - овладение знаниями об информационной модели пространственных объектов на примере простых объектов и способах их представления; - приобретение умений выполнять операции анализа и синтеза объектов и построения на основе их описания информационной модели системы объектов; - приобретение умений выполнять сравнение объектов на основе их информационных моделей. 5. Овладение знаниями о возможностях использования ГИТ с целью предпрофессиональной подготовки школьников к разнообразным видам деятельности, тем или иным образом связанным с обработкой пространственной информации в различных профессиях. 6. Приобретение умений использовать ГИТ для решения различных прикладных задач. Предложенная в данном докладе структура целей и задач курса «Основы геоинформатики и геоинформационных технологий» создает необходимые предпосылки для дальнейшего углубленного анализа и конкретизации содержания всех обозначенных выше компонентов. Список литературы
|
||
Вернуться в начало страницы Вернуться список публикаций Вернуться в главное меню |