Публикации







О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе О сайте Проекты Вернуться в список публикаций Учебные программы Ссылки О себе

Гуторова Л.Е. Цели и задачи обучения основам геоинформатики // Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития: Сб. тезисов I открытой городской конференции. г. Н. Тагил. 23-24 апреля 2003 г. Н. Тагил, 2003. С. 22-24

В последнее время появилось большое количество публикаций, посвященных новому виду информационных технологий - геоинформационным технологиям (ГИТ) [1-3 и др.], в которых поднимаются вопросы, связанные с изучением геоинформатики и геоинформационных технологий в рамках общего и высшего профессионального образования. Во многом это обусловлено тем, что сегодня ГИТ захватывают все большие сферы влияния информационных технологий, расширяется область применения геоинформационных технологий в профессиональной деятельности современного специалиста. Отмеченные обстоятельства определяют необходимость изучения геоинформатики и геоинформационных технологий как в общеобразовательной школе, так и в педагогических вузах.

Отметим, что вопросы обучения будущих учителей информатики основам геоинформатики, как показал проведенный нами анализ научно-методической литературы, ранее не рассматривались. В этих условиях представляются актуальными проблемы отбора целей и задач обучения геоинформатике студентов специальности 030100 «Информатика».

Опираясь на таксономию Б.С. Блума [4], сформулируем цели обучения основам геоинформатики в педагогическом институте:

1. Овладение фундаментальными знаниями о способах и методах сбора, представления и обработки пространственной информации.

2. Овладение новыми методами познания и моделирования объектов и явлений окружающего мира, способствующими развитию научного мировоззрения и системно-информационной картины мира.

3. Приобретение умений применения геоинформационных технологий в решении задач различной прикладной направленности.

Исходя из целей обучения, сформулируем следующие задачи обучения:

1. Овладение знаниями фундаментальных понятий геоинформатики.

2. Овладение знаниями теоретических вопросов, связанных с вводом-выводом, представлением, хранением и обработкой пространственной информации с помощью геоинформационных технологий.

3. Приобретение умений вводить пространственную информацию из разных источников, организовать ее представление и хранение, визуализировать и выводить результаты работы.

4. Овладение знаниями об информационной модели системы пространственных объектов и приобретение умений выполнять простейшие операции моделирования и обработки пространственной информации:

- овладение знаниями методов и особенностей моделирования пространственной информации в геоинформационной системе;

- овладение знаниями об информационной модели пространственных объектов на примере простых объектов и способах их представления;

- приобретение умений выполнять операции анализа и синтеза объектов и построения на основе их описания информационной модели системы объектов;

- приобретение умений выполнять сравнение объектов на основе их информационных моделей.

5. Овладение знаниями о возможностях использования ГИТ с целью предпрофессиональной подготовки школьников к разнообразным видам деятельности, тем или иным образом связанным с обработкой пространственной информации в различных профессиях.

6. Приобретение умений использовать ГИТ для решения различных прикладных задач.

Предложенная в данном докладе структура целей и задач курса «Основы геоинформатики и геоинформационных технологий» создает необходимые предпосылки для дальнейшего углубленного анализа и конкретизации содержания всех обозначенных выше компонентов.

Список литературы

  1. Томчинская Т.Н. Факультативная подготовка по ГИС-технологиям в школе: Материалы Пятой Всероссийской конференции «Геоинформатика и образование», г. Москва, 5-8 июня 2001 г. М., 2001.
  2. Воронина О.В. Изучение геоинформационной технологии в курсе информатики в педагогическом вузе // Информационные технологии в образовании - 2001: Материалы конференции. г. Омск. Омск, 2001. С. 286 - 288.
  3. К вопросу об изучении геоинформационных технологий в общеобразовательной школе // Информатизация образования - 2002 г: Сб. трудов Всероссийской научно-методической конференции. г. Н. Тагил. 7-10 октября. Н. Тагил: НТГПИ, 2002 г. С. 304-306.
  4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. 240 с.
  
Вернуться в начало страницы
Вернуться список публикаций
Вернуться в главное меню